Воспитание детей. “Все, о чем я мечтаю и не осуществляю, лежит в природе моей неадекватной самооценки.”
Самооценка – это склонность переживать себя как заслуживающего счастья и способного успешно справиться со всеми жизненными трудностями. Это оценивание своих сторон, как сильных, так и слабых.
В основе самооценки лежит жизненная необходимость человека более точно выявить все ресурсы, которые могут помочь достижению желаемой цели. Как говорит народная мудрость: не силой, так умом; или же не мытьем, так катаньем.
«Кто понимает – не оценивает, а кто оценивает – не понимает» Китайская мудрость
Большинство семей, в которых мы вырастаем, – по сути, дисфункциональны.
Ребенок верит
Еще не родившись, ребенок верит. Он верит, что нужен этому миру, родителям. Верит, что придет в этот мир желанным и любимым. Он открыт и доверчив, его душа распахнута. Сначала… Но все оказывается намного сложнее и, даже не появившись на свет, ребенок начинает получать душевные раны.
Вот первый возможный опыт получения травмы: мама ждет ребенка. Но она не налаживает с ним контакта. Более того, она не рада своей беременности, не планировала ее. Быть может, нет поддержки, отец ребенка поступил безответственно, и ей трудно. И травма ребенку уже нанесена. Большая.
Он на духовном уровне в утробе общается с матерью и получает информацию о том, что он лишний, что он не нужен. Между ним и матерью не установлена духовная связь Любви и принятия. И такой ребенок, появившись на свет, запустит свою «программу» нелюбви и ненужности. Откуда же взяться уверенности? Поэтому самый первый способ защитить будущего ребенка от неуверенности – это планировать его ОСОЗНАННО и с Любовью. Но все мы знаем, что в жизни многое по-другому. И редко, очень редко детки с самого зачатия живут в любви матери и отца.
Так что мы все с вами примерно с одной историей: нас рожали и мало задумывались, зачем.
Второй опыт получения травм: родившись, ребенок попадает в чужой незнакомый мир и начинает «познавать» уроки жизни. Ведь на самом деле, кому как повезет: кто-то больше, кто-то меньше получит душевных травм, но их получают все. В период от 2 до 6 лет формируется личное представление ребенка о самом себе и поэтому, если он растет в недружественной обстановке, чувство его неуверенности в себе закрепляется и он усваивает на всю жизнь, что он не такой как все.
Воспитание детей. Родительское влияние на нашу самооценку очень велико, хотя факторы, от которых она зависит, разнообразны и не сводятся к чему-то одному.
Родители препятствуют нормальному развитию самооценки, когда они:
- передают ребенку сообщение о его или ее «недостаточности»;
- наказывают или укоряют за выражение «неприемлемых» чувств;
- насмехаются, относятся к детским мыслям и чувствам как к малоценным и не очень важным;
- пытаются контролировать ребенка при помощи чувств стыда и вины;
- чересчур опекают его или ее, затрудняя нормальное обучение и развитие уверенности в себе;
- растят ребенка вовсе без правил, т.е. без поддерживающей структуры, или правила противоречивы, загадочны, не подлежат обсуждению, угнетающие, в любом случае – тормозящие нормальный рост;
- отрицают детское восприятие реальности и неявно способствуют сомнениям ребенка в своем здравомыслии;
- представляют очевидные факты как нереальные вопреки рациональности ребенка;
- терроризируют ребенка физическим насилием или его угрозой;
- превращают ребенка в сексуальный объект;
- утверждают, что ребенок плох, недостоин, грешен по природе своей.
“Промахи” взрослых
Все «промахи» взрослых безумно мешают жить в последующем! Только представьте себе, скольких возможностей такой ребенок себя лишает: он не может обратиться за помощью, потому что боится получить боль отвержения, он не может рассчитывать на себя, потому что думает, что он недостаточно хорош для того, чтобы действовать, он с помощью значимых близких «внушает» себе свою беспомощность. Такое воспитание детей словно связывает по рукам и ногам.
Вот так, шаг за шагом мы формируем представление о себе. И это представление не из лучших. И что интересно, мы с каждым шагом закрепляем негативный образ себя, потому что это для нас известно и привычно. Человек так устроен, что до определенного времени действует по шаблону, сформированному в детстве, потому что так безопаснее.
Как мы действуем?
Поскольку мы действуем привычным образом, мы выбираем такие ситуации, которые подтвердят нам нашу неуверенность. Ком снежный все нарастает и нарастает. И вот неудача за неудачей копится в нашем багаже и мы все больше в себе разочаровываемся. Как правило, неуверенные в себе люди сосредоточены именно на неудачах, они замечают только их; все успехи – это лишь случайность или стечение обстоятельств.
И Вы представляете, с каким «багажом» мы идем по жизни?!
До самой смерти, если не начать работать с собой, над своей самооценкой. Воспитание детей закладывает фундамент будущей жизни. И иногда этот фундамент очень ненадежен.
Самооценка нужна нам для того, чтобы видеть себя в мире такими, какими мы являемся на самом деле. Она не преследует целью нахождение в своем Я недостатков с их дальнейшим оплакиванием, самооценка нужна для того, чтобы найдя и узнав свои слабые места и стороны, верно оценить свои шансы на достижение заветной цели.
Под таким углом зрения любое оценочное суждение должно подвергаться критическому осмыслению независимо от того, положительное оно или негативное, и тем самым способствовать более четкому и точному определению слабых и сильных сторон личности.
Таким образом, самооценка – это область расчетов, а не эмоциональное состояние.
Расчет может быть или правильным или неправильным
Низкая самооценка – это следствие неправильных расчетов, результатом которых, как правило, становятся отрицательные проявления недовольной собой и неуспешной личности. Формулировки типа «Я слабый», «Я некрасивый», «Я не очень умный», «У меня нет никаких талантов», «У меня никогда это не получится», «Я не смогу с этим справиться» и др., выражающие низкую самооценку, соответствуют неуспешности личности в жизни в целом.
Такие люди нерешительны, зависимы, необъективны, часто действуют под влиянием инфантильных чувств, не способны к прямым и честным отношениям с людьми и подменяют их деструктивными психологическими играми. Ища оправдания собственным неудачам, они видят в других исключительно отрицательные качества.
Как видим, заниженная самооценка есть фактор, крайне негативно влияющий на развитие личности. В социуме ее влияние на судьбу человека может проявляться как в обыденных, так сказать, неудачах – не сложившейся карьере, несчастливой семейной жизни, общей неудовлетворенности собой, подавленности, пессимизме, так и в экстремальных проявлениях.
Статистика подтверждает, что абсолютное большинство преступников и наркоманов – люди с заниженной самооценкой. Поэтому воспитание детей – это не охи и ахи, а ответственное поведение родителей, в первую очередь.
Напротив, высокая самооценка – следствие правильных расчетов. По сути, описание человека с высокой самооценкой есть почти точное описание личности, чувствующей свою компетентность. Это может быть выражено такими формулами: «Я могу», «Я достоин», «Я справлюсь», «Это мне по плечу» и т.п. Только не путайте с завышенной самооценкой, когда у такого человека все окружающие “хуже”, чем он сам.
Проявление людей с высокой самооценкой и воспитание детей
Идеальный вариант самооценки – это самооценка на уровне чуть выше планки реальных возможностей личности на текущий момент. Высокая самооценка позволяет обращаться к другим с уважением и добрыми намерениями; иметь убежденность в том, что ты достоин успеха; добиваться высокого уровня социальной кооперации; чувствовать собственную значимость в рабочем процессе.
Человек, чья самооценка высока, создает вокруг себя атмосферу честности, ответственности, сострадания и любви.
Такой человек чувствует себя важным и нужным, он ощущает, что мир стал лучше оттого, что он в нем существует. Он доверяет самому себе, но способен в трудную минуту попросить помощи у других, при том, что всегда способен принимать самостоятельные решения, совершать обдуманные поступки.
Только ощущая свою собственную высокую ценность, человек способен видеть, принимать и уважать высокую ценность других людей. Человек с высокой самооценкой внушает доверие и надежду. Он не пользуется правилами, которые противоречат его чувствам. В то же время он не идет на поводу у своих переживаний. Он способен делать выбор. И в этом ему помогает его интеллект.
Самооценка складывается из двух взаимозависимых аспектов:
Самоэффективность (ощущение личной эффективности). Уверенность в функционировании собственной психики, в способности мыслить, в процессах, посредством которых я сужу, выбираю, решаю; уверенность в способности понимать факты реальности, входящие в сферу моих интересов и потребностей; когнитивная уверенность в себе.
Самоуважение (ощущение личного достоинства). Уверенность в своей ценности; позитивный (утвердительный) принцип по отношению к моему праву жить и быть счастливым; комфорт при уместном утверждении моих мыслей, желаний и потребностей; чувство, что радость – мое неотъемлемое право.
Самооценка есть дорога к самосовершенствованию, а значит, к качеству деятельности, к которому мы стремимся. В подтверждение нашего заключения можно привести слова известного классика зарубежной литературы Томаса Манна, который однажды произнес до сих пор сохраняющую свою актуальность фразу:
«Познав самого себя, никто не останется тем, кто он есть».
Здравствуйте! Меня зовут Лариса Котенко, я кандидат психологических наук, экзистенциальный психолог, семейный и детский психотерапевт, тренер, коуч. Более 15 лет занимаюсь психотерапией и консультированием, работаю со взрослыми, детьми, семьями. Консультирую очно и онлайн. Позвонить +79219309799 (VK, WhatsApp, Telegram)
Работать над своей самооценкой необходимо, в этом вам поможет психотерапия. Вы можете записаться здесь>>
Прошу оставлять комментарии! БлагоДарю!
Почитать еще: