Семейный и индивидуальный психолог: психологическая помощь взрослым, семьям и детям
дезориентированный тип привязанности

Дезориентированный тип привязанности. 7 фактов из жизни дезорганизованных личностей

Дезориентированный тип привязанности (его еще называют дезорганизованным) встречается по статистике в 4-5% от общего количества. В последнее время наметилась тенденция к росту людей с данным типом привязанности.

Обычно такие люди к психологу самостоятельно не обращаются, а если и попадают по каким – то причинам, то не задерживаются.

Содержание

дезориентированный тип

Дезориентированный тип привязанности. Формирование в детском возрасте

Дети, сформировавшие дезориентированный тип привязанности, очень пострадали в детстве. Они не смогли справиться с травмами, полученными от взрослых – родителей или лиц, их замещающих.

Таким травмам могло способствовать проживание в дисфункциональной семье (алкоголики, наркоманы, преступники), длительная разлука с мамой, оставление потребностей ребенка без удовлетворения.

Среди распространенных причин, способствующих дезориентированной привязанности, могут быть следующие:

  • Помещение ребенка в детский дом;
  • Оставление матерью ребенка в родильном доме;
  • Смерть родителя или другого взрослого с функциями родителя, особенно насильственная смерть;
  • Родители с ненадежной привязанностью, проявляющие небезопасное для ребенка поведение;
  • Усыновление ребенка после того, как произошло привязывание к родителю;
  • Пренатальное употребление матерью алкоголя или наркотиков;
  • Жестокое обращение с ребенком в семье;
  • Насилие, пережитое в раннем возрасте (сексуальное, физическое);
  • Наркотическая или алкогольная зависимость родителей;
  • Нервно-психические заболевания матери;
  • Внезапная разлука ребенка с матерью;
  • Игнорирование нужд ребенка, равнодушие.

Ребенок не мог выражать чувства и получать, соответствующую им, реакцию. Если мама находилась в трезвом состоянии, то она могла замечать ребенка, ласкать и откликаться на потребности. Если она была в алкогольном опьянении или с похмелья, то ей было не до ребенка. Могла игнорировать или даже отвергать его. Для него объект привязанности пугающий.

Пока ребенок маленький, он может реагировать только на то, что получает от внешнего мира. И когда вот такие амбивалентные чувства и прямо противоположные реакции он получает от самого близкого человека – он теряется и боится.

Ему сложно, даже невозможно сопоставить, как вчера еще ласковая мама сегодня его бьет или отталкивает. И постепенно начинается дезориентация. Он уже не знает, на что ориентироваться, в его психике хаос и непредсказуемость.

Ему сложно, практически невозможно управлять своими чувствами, ребенок и сам не знает, что от себя ожидать. Это ребенок, смотрящий в зеркало, разбитое на тысячи осколков.

На приход мамы у него может быть непредсказуемая реакция. При надежной привязанности ребенок, увидев маму, радуется ее приходу. При дезорганизованной привязанности реакции могут быть от полного безразличия (даже головы в ее сторону не повернет) до отвержения.

Такие дети вырастают незамеченными близкими. Словно их нет. Как придорожная трава. Ранняя фрустрация создает в психике множество защит. Ребенок обращался за поддержкой, но вместо нее получал либо жестокость, либо равнодушие. В результате это сделало его пугливым, обескураженным и дезориентированным.

Ребенок не получил привязанности и потому начнет избегать близости во взрослом возрасте. Он плохо адаптируется к коллективам в детском саду и школе.

Уже с детства в нем замечают проявление агрессии в отношении других. Он очень насторожен, с одной стороны, и прилипчив к взрослым, с другой.

У детей с нарушенным типом привязанности есть характерные общие черты.

  • Сниженный фон настроения, выражающийся в плаксивости, вялости, настороженности;
  • Нежелание вступать в контакт. Избегает смотреть в глаза, тактильный контакт, не включается в деятельность, предлагаемую взрослым. Может наблюдать со стороны;
  • Соматические заболевания;
  • Агрессия и аутоагрессия. Пытается обратить на себя внимание через демонстративное поведение, нарушение порядка и правил;
  • Отсутствие дистанции со взрослыми. Прилипчивы к взрослым. Особенно это видно по детям из детского дома, как они липнут к взрослому, пока еще не привыкли;
  • Провокации взрослых на неадекватные реакции. Как будто ребенок хочет, чтобы на нем сорвались, выразили ярость или гнев. После этого может начать вести себя спокойно.

Если у ребенка чувство Я формируется из чувства МЫ (с родителями), то он может знать, что он ИХ, он ИМ нужен и ИМИ любим. Дезорганизованные дети не могут сформировать свое устойчивое Я и идентичность, потому что внутри них нет устойчивости и постоянства.

дезориентированный тип

Дезориентированный тип привязанности. Нестабильность психики

Амбивалентность родительских чувств и реакций для ребенка чревата нестабильностью психики. Вырастая, он продолжает те же паттерны поведения, которые видел от родителей. Такие взрослые не соотносят реальность с правилами и порядком. Поэтому среди таких людей много преступников.

Эмоциональная жизнь обеднена и зачастую выражается в полюсных реакциях: люблю-ненавижу, пожалею-пошлю подальше. С ними почти невозможно построить не только здоровые, но и вообще, отношения.

Когда они влюбляются, они могут ради объекта любви потратить все свои деньги, чтобы удивить и покорить. Это, конечно, не имеет никакого отношения к любви, но девушки часто ловятся на этот крючок.

У них, как правило, чувства и эмоции меняются моментально. И вот он уже сверг с пьедестала свой объект любви и обесценил его. Обесценивание может сопровождаться не только эмоциональным, но и физическим насилием.

Нестабильность психики выражается в отсутствии последовательного стиля поведения. Внутри них хаос и беспорядок, что вызывает фрустрации и постоянное чувство тревоги. Тревога, в свою очередь, проявляется в приступах агрессии или отвержении.

дезориентированный тип

Поведение в отношениях

Примеры дезориентированной привязанности хорошо показаны в различных фильмах. Поскольку у ребенка в детстве не была сформирована привязанность, то обычно к этому фактору подключаются различные психопатологии. Нарциссическое расстройство, истерия, шизоидность, депрессивность – это лишь часть.

С такими личностными характеристиками человеку очень сложно находиться в отношениях. Неудовлетворенная потребность в близости ищет кого-то, с кем можно быть близким, но травмированность не дает оставаться в отношениях.

Приведу пример:

Максим и Елена познакомились на вечеринке. Они сразу понравились друг другу. Елена была застенчивой и скромной, поэтому не любила сильно выделяться из окружения. Также она себя вела и здесь.

Когда все танцевали, она сидела за столом и смотрела на танцующих. Обратила внимание на молодого, очень энергичного парня. Он был очень эмоциональным, веселым. Именно эти характеристики притягивали ее, потому что она сама была зажата и стеснялась выражать себя.

Максим тоже обратил на нее внимание и, недолго думая, подошел к ней и пригласил танцевать.

Затем события начали развиваться стремительно. В этот же вечер Максим признался Елене в любви, сказав, что это любовь с первого взгляда. Он настаивал на сексе, но Елена остановила его.

Следующая неделя была бурной и насыщенной. Максим звонил каждый час и говорил, что скучает. Просил поскорее встретиться. Заваливал Елену подарками и вниманием. Она, конечно, не встречалась в жизни с таким вниманием и тоже потеряла голову.

Ежеминутные признания в любви, клятвы в верности и вечной жизни друг с другом – события разворачивались молниеносно. Елена настолько была счастлива, что сразу согласилась на предложение Максима жить вместе.

Через 2 недели после знакомства Максим перебрался в квартиру Елены, где она жила вместе с мамой. Мир поменялся. Размеренная когда-то жизнь превратилась в праздник, в фейерверк. Все были счастливы, и мама Елены – тоже.

Но счастье оказалось недолгим. Буквально через месяц начались первые звоночки. Максим стал срываться, огрызаться. Становился раздражительным, гневным. Сколько бы Елена ни спрашивала у него, что же всё-таки произошло – не получала прямого ответа.

Спустя некоторое время Максим стал пропадать из дома. Елена нервничала. Возвращался то утром, то вообще через день – два. А однажды он, придя домой, прямо с порога закатил скандал из -за того, что запнулся о лежавший на полу тапок.

Он был в ярости и кричал, что она испортила ему жизнь, что он и не думал с ней связывать свои планы, она сама всё сделала так, что он оказался обманутым. Елена уже и раньше начала подозревать неладное, последнее время находилась всё больше в подавленном состоянии из –за того, что Максим пропадал.

Она не могла с ним ни спорить, ни кричать – она испугалась его ярости и оцепенела. Сидела молча на диване и только тихо всхлипывала. Максим кричал, не стесняясь ни Елену, ни ее мать. Кричал, что ему всё надоело, что он так планировал свою жизнь и т.д.

После этого хлопнул дверью и ушел. Телефон его не отвечал, на сообщения он тоже молчал. Через месяц Елена поняла, что он больше не вернется…

Такая грустная история. И в нее может попасть любой. Ведь невозможно сразу понять человека. Но вывод, который можно сделать, звучит так: нельзя принимать решения горячей головой. Елена пострадала эмоционально. Хорошо, хоть обошлось без физического насилия.

Люди с дезориентированной привязанностью непредсказуемы. Они и сами не знают, что от себя ожидать. Расщепление сознания и мозаичная психопатия делают человека не способным управлять эмоциями и чувствами.

Отношения с человеком дезориентированной привязанности построить нельзя. Могут быть только кратковременные связи. Ну, или если партнер решит посвятить жизнь своему избраннику, превратившись в жертву.

дезориентированный тип

Отношение к себе. Дезориентированный тип привязанности

Люди с дезориентированной привязанностью не пережили близость с мамой в детстве. Поэтому у них нет доступа к своим чувствам. Они не могут осознавать ни эмоции, ни чувства.

Чувства и эмоции живут сами по себе, а индивид – отдельно. Он не способен любить, переживать соучастие, сопричастность, сопереживание. Глубоко внутри он себя ненавидит. Когда-то в далеком детстве он сделал о себе вывод, что он плохой и не заслуживает любви. Потому что видел отношение к нему близких.

Чтобы выжить в тех условиях, надо было сформировать массу защит, иначе можно сойти с ума. Как ребенку одному справиться с чувством отвержения и ненужности? Отщепив и обесценив переживания, запрятав их в подвал психики.

К сожалению, на психотерапию эти люди сами не придут. Они вообще не понимают, зачем им это. Бурная эмоциональная жизнь кидает их из стороны в сторону – от полюса счастья и эйфории к страданиям и бессмыслице.

Они страдают без близости и всё ещё хотят удовлетворить свою детскую потребность, но в реальности не могут находиться в отношениях. Им невыносима близость и тепло. Поэтому, как только они чувствуют, что к ним начинают испытывать теплые чувства – начинают приходить в ярость и отталкивать.

Вечный поиск любви, чтобы снова ее оттолкнуть – так можно охарактеризовать индивида с дезориентированным типом привязанности.

Это самый сложный тип привязанности. Фактически ее нет. И хотя процент таких индивидов невелик, количество во всем мире растет. Общество потребления заменило настоящую близость и долгосрочные отношения на одноразовые. И, конечно, это проявляется и в семье. Особенно в западной.

 

Здравствуйте! Меня зовут Лариса Котенко, я кандидат психологических наук, экзистенциальный психолог, семейный и детский психотерапевт, тренер, коуч. Более 15 лет занимаюсь психотерапией и консультированием, работаю со взрослыми, детьми, семьями. Консультирую очно и онлайн. Позвонить +79219309799 (VK, WhatsApp, Telegram)

Часто задаваемые вопросы

Q: С каким типом привязанности возможны отношения у дезорганизованного типа?

A: Люди с надежным типом привязанности могут какое-то время находиться в отношениях. Но как только они увидят нестабильность психики и реакций, они поймут, что здоровые отношения построить невозможно. Партнер с тревожным типом привязанности может находиться рядом с дезорганизованным, потому что он очень зависим от отношений и быстро привязывается. Люди с дезориентированным типом привязанности не смогут находиться вместе из-за невозможности обоих выдерживать близость и эмоции.

Q: Почему среди людей с дезориентированным типом привязанности много преступников?

A: Действительно, среди преступников именно с таким типом привязанности большинство. Объясняется это невозможностью контролировать и управлять своими чувствами и эмоциями, фрагментарностью Я. Человек не может совладать с аффектом и потому крушит без разбора всё, что попадется под руку. У них не развита критичность и потому нет возможности оценить свои поступки и поведение.

 

Q: Как тип привязанности влияет на жизнь человека?

A: Тип привязанности играет очень большую роль в том, как человек выстраивает отношения, каких людей бессознательно выбирает. К сожалению, людей с ненадежной привязанностью очень много. И, значит, им сложно строить надежные связи и переживать близость. Чревато переживанием одиночества, неудовлетворенности, отстраненности от мира, ощущением нелюбви и непринятия. Через психотерапию можно сформировать надежную привязанность и изменить свою жизнь. Но для этого требуется время, силы и ресурсы.

 

Q: Как через работу с психологом можно изменить тип привязанности?

A: Как известно, психотерапия идет через ОТНОШЕНИЯ с психологом, психотерапевтом. Это долгосрочные отношения. Клиент, пришедший, к примеру, с тревожной привязанностью, впервые в жизни встречается с другим отношением к себе. Его видят, слышат, откликаются на потребности, уважают, принимают таким, каков он есть, не оценивают. Всё это постепенно начинает формировать в клиенте устойчивую самооценку, твердое и ясное Я. Он крепнет внутри себя и потому затем способен выбирать более здоровые для себя отношения. Люди с дезорганизованной привязанностью практически самостоятельно за помощью не обращаются, поэтому и помочь им сложно. Главное, что важно уяснить: тип привязанности можно трансформировать в надежный, но это требует времени и работы.

Почитать:

Избегающий тип привязанности в отношениях. 5 причин, чтобы уйти от близости
Тревожный тип привязанности. 7 признаков тревожной привязанности и их влияние на отношения

 

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 4.7 / 5. Количество оценок: 15

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *